Конец февраля – начало марта характеризуется своими фенологическими особенностями в природе: солнце стоит уже достаточно высоко, а день заметно возрос и практически равен продолжительности ночи; еще более резкой становится разница между дневными и ночными температурами, а в природе наблюдается оживление – начинают появляться барашки на иве; олени сбрасывают рога; продолжается брачный период у лесных животных (например у белки, зайца-беляка и лисицы); повсеместно слышны запевки большой синицы и дробь дятла; наблюдается оживление у голубей. Иногда этот период называют еще «предвесеньем».
Наши попытки найти глухарей на току в этот период оказались преждевременными – глухари начнут сходиться на ток немного попозже, впрочем как и тетерева. Места тока в это время на Даурском хребте оказались покрыты сугробами по колено. А вот рябчик уже разбился на пары и изредка встречается в захламленных участках тайги, где скоро его посвисты будут заметно слышны.
Во время поиска глухариного тока обнаружилось местообитание кабарги, которая придерживалась густого ельника, где она питается мхом и лишайниками, разрывая сугробы своими копытцами.
Повсеместно – в районе кордонов, на реке и дорогах наблюдаются следы волков и вечной их спутницы – росомахи, которая обычно подбирает кости после волчьей трапезы; однажды были встречены свежие следы рыси со своим потомством, двумя рысятами. Обычно подросшие рысята сопровождают мать до следующего гона, а потом расходятся и живут самостоятельно. В этот раз нам удалось отметить целый выводок, вероятно как раз перед гоном. Кстати, обилие зайца в последние годы – одна из причин возрастания численности рыси. Лисица также совершает длительные прогулки, но предпочитает малопосещаемые лесные дороги, где она мышкует – ловко ловит мышей прыжками в то место под снегом, где только что прошуршала мышь. Охоту на мышь нам удалось подсмотреть и у ястреба-перепелятника, который перед нами поймал полевку на дороге и уже частично ее разделал; не выдержав нашего внимания, он с добычей перелетел в более укромное место.
Повсеместно видны следы копытных: сибирской косули в лесостепи, пойме и по опушкам окрестных лесов; кабана в аналогичных местах, включая увалы; а излюбленным местом обитания изюбря являются остепненные каменистые хребты с кустарниковой зарослью и лиственницей, где он обычно пасется по гривам небольшими стадами. Очень привлекательными для копытных являются солонцы, которые постоянно поддерживаются сотрудниками парка; кабаны, изюбри и косули постоянно их используют в качестве подкормочных площадок.
Представители семейства куньих оставляют свои многочисленные следы на реке и в лесу. Видно как цепочками по кустарникам набегал горностай; прыжками по льду наследила норка; в лесных сугробах в тайге находил соболь.
Птицы оживились и постоянно встречаются по пушкам лесов и в пойме. В основном это представители оседлого населения, которые живут в наших лесах постоянно, круглый год. Среди них синицы – пухляки (буроголовая гаичка), ополовники (длиннохвостая синица) и большая синица, а также дятлы, сойки, ворон, клесты, рябчики, ястреба и другие.
Природа верховий Или очень разнообразна и богата, чему способствует режим охраны национального парка. Кроме того она живописна и привлекает внимание своими таежными просторами, хребтами и распадками, реками и останцами.
Малков Е.Э.- научный сотрудник ФГБУ «Национальный парк «Алханай»