Основные пункты маршрута и достопримечательности

Аршан – Дэмчог Сумэ – Смотровая площадка – Сэндэма Сумэ – Бумхан (Каменная часовня) – Уудэн Сумэ (Храм Ворота) – Загуурди (Щель грешников) – Эхын Умай (Чрево матери) – Наро Хажод – Дом затворника – Аршан

Достопримечательности:

 

Путь к останцу Димчог Сумэ начинается через долину Аршана. Это узкая, почти каньонообразная долина с пологими склонами в верховье и крутыми – в нижних частях. Высота над уровнем моря в средней части – 1040 метров. Сам Аршан берет начало на южных склонах массива Алханай и состоит из Правого и Левого Аршанов, которые сливаются ниже останца Отошо.

Воды Аршана ультрапресные, без запаха и вкуса, гидрокарбонатно-кальциевые с большим содержанием микроэлементов, таких как йод, селен, фтор, серебро и др., концентрации которых в несколько десятков раз превышают их средние содержания в наземных и подземных водах Забайкалья. Присутствие серебра делает воду антисептической.

 

Скалистый останец Димчог Сумэ расположен на высоте 1125 метров над уровнем моря. Возвышается над долиной Аршана на высоте 200 метров.

Димчог Сумэ представляет собой скалистый останец, расчлененный сквозным проёмом на два отторженца: западный с двумя гротами и двумя смотровыми площадками и восточный с отвесной юго-восточной стенкой.

Осмотр останца Димчог Сумэ начинается с его северной части от резкого поворота тропы вдоль останца. В связи с особыми качествами Будды Демчик, ламы допускают обход по часовой стрелке. Главная точка экскурсии – естественный грот длиной до 15 метров, шириной до 6 м и высотой до 7-8 метров. Он образовался в результате свалов сильно трещиноватых вулканических пород. По трещинам грота просачивается вода, отлагая на его стенках белые налеты солей.

Далее маршрут идет вдоль останца против часовой стрелки, где тропа поднимается круто в гору ступенькообразно.

Культовый аспект.

Дэмчог считается главным хозяином Алханая. От него верующие начинают свое паломничество к Храму Ворота. Димчог (Димчиг) – это важнейшее тантрическое божество буддизма, который обитает на горе Кайлаша, рядом с мифическим центром Вселенной – горой Сумбэр, царем гор. Божество Димчиг, он же – воплощение Самвары, занимает очень высокое положение в иерархии северного буддизма, служит хранителем религии, ревностным защитником буддийской веры.

Экологический аспект.

Останец сильно трещиноватый, изобилует сквозными трещинами, качающимися камнями, отвесными стенками провалов, отторженцами, что создает опасную ситуацию для туристов и паломников. Экскурсовод должен обязательно акцентировать внимание туристов на технику безопасности, так как уже были реальные случаи падения людей со скалы.

В 50 метрах от грота Дэмчог расположена смотровая площадка (15*9 метров), с которой открывается панорама долин Убжогоё и Аршана. (рекреационную зону Национального парка Алханай)

Это необычный по форме останец, напоминающий светильник с ручкой. «Ручка» — это смотровая площадка высотой до 2 метров, на которую можно легко подняться, а остальная часть – «чаша светильника» — останец до 30 метров. высота над уровнем моря 1250 метров.

Храм Светильник (Зула Сумэ), или Вечная Лампада, раньше всех встречает утреннюю зарю и остается освещенным солнцем до позднего вечера. Считается, что луч света Зулы олицетворяет силу и энергию созерцания, распространения буддийского учения, пробивает путь в мглу.

.

Скала Сэндэма – один из объемных объектов на Алханае. Высота над уровнем моря – 1265 метров. По ее основанию занимают большую площадь глыбы россыпных камней. Эта скала богата межкаменными щелями, гротами. На тропе, проходящей через этот останец, экскурсанты преодолевают крутой спуск.

Природный храм, место пребывания Дакини Сэндэмы. Дакиня – тибетское обозначение женского божества, в переводе, означает «Танцующая в небесах».

Дакиня Сэндэма, львиноликая богиня, гневная защитница верующих и учения Будды. Как владычица всех Дакинь, Сэндэма обладает особой силой отбрасывать все негативное и устранять препятствия на жизненном пути. Благословение, от пребывания в храме Сэндэмы, очень велико. Всем кто приходит сюда с почтением и уважением, Дакиня дарует мудрость, защиту и силу. 

В 10 метрах от ручья, протекающего перед Храмом Ворота, на его правом борту расположена часовня в виде небольшого каменного домика. Это квадратная постройка с длиной стенок до 2,3 метров и высотой до 1,8 метров. Часовня сложена остроугольными обломками пород и побелена снаружи известью. Бумхан – это небольшое культовое  сооружение, предназначенное для почитания Божеств, Защитников буддийской  веры или духа-хозяина и охранителя местности. Алханайский Бумхан  — это еще и место, где Ламы и йогины прошлого, в уединении, занимались духовной практикой, осуществляя благо для всех живых существ.По желанию можно провести обряд гороо вокруг часовни. Не рекомендуется повязывать хадак или зурам.

Останец Храм Ворота расположен в 250 метрах от каменной часовни на крутом левом борту пади Убжогоё. Расположен на высоте 1155 метров.

Храм Ворота (YYдэн Сумэ) представлен двумя отрогами, между которыми образовалась сквозная арка. Высота до 5-6 метров. над аркой нависает карниз высотой от 5 до 10 метров.

Культовый аспект.

Храм Ворота (Уудэн Сумэ) –  одна из главных святынь на Алханае — величественная скала с огромным сквозным проемом. Это место обладает благословением умиротворять зло и излечивать болезни, а так же считается входом в Чистые земли Божеств..

Экологический аспект.

Во времена торжеств и в течение сезона обычны обильные подношения возле объекта, что приводит к загрязнению территории. Замечание туристам: рекомендуется делать подношения молоком, либо черным чаем (подношения водкой не рекомендуется!). При подношениях конфет – просьба: снимать обертки.

Объект Доржэ Пагмо Сумэ расположен в 200 метрах к северу от «Храма Ворот». Это крупный скальный останец, диаметр которого в основании около 10 метров, а высота около 12 метров.

С южной стороны в основании скалы имеется небольшая естественная ниша, которая используется верующими в качестве алтаря Доржи Пагмын. В русском эквиваленте, содержание имени Доржи Пагмын можно перевести как «Алмазная супруга» или «Алмазная царевна». Под этим именем подразумевается супруга «хозяина» Алханая Димчига.

Загуурди – скальная гряда, расположенная несколько выше по склону от Храма Ворота. Примечательной особенностью скалы Загуурди является естественное нагромождение обломков скалы, образующие узкий сквозной проход длиной в 2,5 метра.

Буддисты считают, что после смерти сознание человека попадает в определенное состояние, которое называется Бардо или Загуурди. Там оно пребывает не более 49 дней и впоследствии имеет новое благое или же не благое рождение, в зависимости от причин (благих или не благих) накопленных в течении жизни.

В буддизме считается очень важным накопление благой кармы на всем жизненном пути для обретения хорошего перерождения. Молитвы и благопожелания способствуют собранию благих заслуг, поэтому прохождение через щель не является необходимым — достаточно искренне раскаяться в совершенных ранее недобродетельных поступках и  направить свой ум к мысли любви  и сочувствия  к другим существам.

Чрево Матери (Эхын Умай) – это естественный грот, длиной около 4 метров, высотой – более 1 метра. Чрево Матери — это небольшой естественный грот, расположенный в основании скального обнажения горы. Длинна грота 4 м. а максимальная высота его 70 см. В самом гроте, посередине, лежит плоский камень, выполняющий функцию алтаря. 

Снаружи совершают подношение белой пищи (молоко, мед, кефир и т.д.), внутри окуривают благовониями и, преклонив колено, обращаются с молитвами и просьбой о даровании желаемого.

Впервые об этой пещере рассказал Дечен гэгэн в первый свой приезд в 1871 году.

Существует множество былин и рассказов о реальных случаях исцеления женщин от бесплодия на Алханае.

Обычаи поклонения и почитания пещер, как место пребывания Божественной Матери земли, распространен у многих народов мира.

Мантра (молитва) Зеленой тары  — Дакини (богини) пребывающей здесь: Ом Таре Тутаре Туре Соха. Эту молитву можно читать не только в этом месте, но в любое время, когда вам необходима помощь поддержка, а также, для накопления благих заслуг. Зеленый цвет богини (символ ветра, движения, энергии) символизирует быструю помощь.

Но для совершения полного обряда необходимо присутствие ламы или проведения молебна в Дэмчог дугане.

Этот внушительной величины природный храм расположен на левой стороне «Серебряного ручья», который впадает в речку Убжогое. Объект природно-культового комплекса. Высота 1178 м над уровнем моря. Главная особенность скалы – обширная расщелина естественного происхождения. Устье этой расщелины шириной 10 м. расположено на северной стороне останца, имеет горизонтальную площадку. По мере подъема расщелина сужается и набирает вертикальный наклон, а далее – переходит в узкую щель, имеющую сквозной выход на вершине скалы.

Наро Хажод – воплощение Ваджрайогини, богини — покровительницы великих йогинов-аскетов Индии, Тибета и Бурятии. Один из таких йогинов — индийский Учитель Наропа, от которого идет драгоценное Учение Наро Хажод. Ламы, избравшие это сумэ, как место для созерцания, нередко слышали прекрасную музыку, словно льющуюся с небес. Oт этого необычайного явления храм получил название – «Небесная Музыкантша», ставшее эпитетом Дакини Ваджрайогини.

Этот дом был построен в девяностых годах XX века, для современных затворников, йогинов, лам. Дом состоит из двух частей, одна жилая, ругая непосредственно для практики затвора.  Это место для строительства ритритного домика для проведения практик медитации, выбрали не случайно. В конце XIX века Намнанай Лама, в течении многих лет, совершая йогическую практику на Алханае, для продолжения отшельничества поднялся выше скалы Наро Хажод (как мы сейчас).

  • Лес в долине Аршана, где начинается маршрут, — смешанный, состоящий из лиственниц даурских, сосен обыкновенных, березы плосколистной, осины с подлеском из ольхи, багульника, черемухи, боярышника, папоротника орляка, лабазника, смородины, малины, шиповника, множества хвощей, майника и т.д. необычность этого леса – появление на высоте 1000-1100 метров «кедров», что несвойственно этим деревьям. Вдоль тропы в долине Аршана насчитывается около 20 экземпляров «кедров» высотой до 10 и более метров.​
  • При подъеме к Димчог сумэ в лесу доминирует лиственница. Сосны и «кедры» редки. В подлеске исчезает таволга, смородина, шиповник, хвощи, папоротник орляк и господствует багульник. «Каменные моря» — курумники, которые встречаются на тропе, заросли лишайниками, папоротником щитовником, бузиной, кустарниковой березой. У основания Димчог Сумэ произрастает лук алтайский, занесенный в Красную Книгу Забайкалья, России.
  • Далее от останца Димчог тропа петляет по лиственнично-сосновому лесу вдоль крутого правого борта Аршана.
  • Возле Учеников Димчога на курумниках произрастают редкие кустики барбариса, чистотела. Более редок папоротник щитовник. Сами останцы покрыты разноцветными лишайниками, мхами и луком алтайским.
  • Лишайник – петрофит (произрастающий на камнях), является пионером любого растительного сообщества: извлекая необходимые для роста химические элементы из горной породы, лишайники подготавливают почву для высших растений. Обильное произрастание лишайников свидетельствует о чистой экологической среде местности. Разная окраска зависит от освещенности скал и глыб курумников.
  • Мхи – любители влажных мест, их всегда много на северных склонах останцов и расселинах.
  • Далее тропа идет среди лиственнично-соснового леса с редкими «кедрами». В подлеске много багульника болотного. На скалах – кусты кедрового стланика. Деревья здесь достигают высоты до 40-50 метров. Это поистине «корабельный лес»! среди разнотравья появляются орхидеи – башмачок пятнистый, много пенсильванской лилии и др.
  • На курумах и отвесных скалах останца Сэндэма много лишайников и мхов. У подножия останца – единичные кедровые стланики, лиственницы, сосны.
  • При подходе к долине ручья местность заросла смешанным лесом из лиственницы, сосны, березы, осины высотой до 30-40 метров с подлеском из ольхи, таволги и багульника.
  • Возле Храма Ворота растут березы, таволожник, малина и бузина. Глыбы курумов покрыты лишайниками, мхами, редки папоротник щитовник, чистотел.
  • Вокруг пещеры Чрево Матери множество берез, лиственниц, сосен. В подлеске – багульник, ольха.
  • На глыбах останца Нара Хажад множество лишайников, мхов, более редок папоротник щитовник и чистотел, у подножия – березы, лиственницы и сосны.
  • Далее вверх к водоразделу лес лиственнично-сосново-кедровый с подлеском из ольхи, таволожника и багульника, много пенсильванской лилии, аконита и других цветковых. На глыбах курумников обычны лишайники и мхи. Между глыбами – папоротник щитовник, ломонос, кустики барбариса.​
  • При спуске с водораздела (перевала) большая часть пути проходит вдоль старого горельника, находящегося слева. Справа смешанный лес – лиственнично-сосново-кедровый с подлеском из ольхи и багульника.
  • Животный мир разнообразен. По ходу маршрута можно наблюдать мелких грызунов (бурундук, белка, пищухи, полевки). Местами рядом с тропой можно наблюдать помет мелких копытных – косуль.

Инфраструктура на маршруте:

Размещение на тур базе «Дали», кемпинги 2-х, 4-х, 6-ти местные, имеется электричество, оснащены кроватями, прикроватными тумбами. Возле каждого кемпинга обустроено место для костра и место для отдыха.

Особенности посещения территории, рекомендации для посетителей:

Одежда и обувь туристов должна соответствовать для прохождения маршрута по горной местности.

Запрещается кричать со скалы (при нахождении на смотровых площадках). Не курить в лесу, и не оставлять мусор по ходу маршрута, забирать мусор с собой.

Распивать спиртные напитки по ходу маршрута СТРОГО ЗАПРЕЩЕНО!

ПОМНИТЬ! Туристы, которые захотят пролезть через Щель грешников, должны быть предупреждены об опасности камнепадов и свалов. Также высокая вероятность камнепадов из-под ног на объектах Димчог сумэ, Сэндэма, Храм Ворота.

ПРЕДУПРЕДИТЬ! Нельзя выкладывать на каменной тропе свои персональные обоо, этим наносится вред культовому объекту. Подобные обоо имеются после Чрево матери при спуске к ручью. ЗАПРЕЩАТЬ туристам создавать подобное!

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДНОШЕНИЯМ: рекомендуется делать подношения молоком, либо черным чаем (подношения водкой не рекомендуется!). Так же необходимо избавляться от всех обёрток, так как они в дальнейшем остаются в качестве мусора, что недопустимою. Запрещается разжигать лампадки (зула), чтобы не допустить возгорания после ухода паломника.

НЕ ЗАВЯЗЫВАТЬ зурам и хадаки на ветках и стволах деревьев!