Намнанай Багшын дурэ (Статуя Намнанай Багши)

admin

Жанчиб Од, Намнанай Шагдар-гэгэн, выдающийся гелонг-лама (Намнанай-багша) 

В 2013 г. на Алханае была установлена и освящена статуя Намнанай Багши, распространителя буддизма на Алханае. В настоящее время — это один из достопримечательных объектов, которые стремятся посетить многие паломники Алханая.

В число великих йогов мира входит бурятский святой Жанчуб Сультим Палзанпо Намнанэ. Его выдающаяся религиозная и общественная деятельность была направлена на распространение Дхармы в Северной стране, процветание этого края, на благо всех живых существ.

Согласно некоторым источникам Шагдар Намнанай-багша родился в год дерева курицы 14 рабжуна 1825 году на территории современного Могойтуйского района недалеко от величественной горы Хан-Уула, на берегу озера Жараанай-нуур, в семье кочевника Уридхын Намнай. «Природа, где он родился, очень живописная. На севере находится гора Уронай, на севере-востоке есть гора Хан Уула, недалеко протекает река Онон. Люди, проживающие в этой местности, обладают верой в Три Драгоценности и Учителя. Разбой и грабежи там неведомы. Эта местность называется Борджигинтай» [7,30].

Родители дали ему имя Шагдар (степняки по имени его отца называли просто Намнанай). Совершенство родителей несомненно. Его родители из рода хуасай, одного из одиннадцати хоринских бурят. Отец по имени Намнан и мать Соднома. Они наделены мягким характером и светлыми мыслями, добродетельны, глубоко верят в три драгоценности и закон кармы. В то время считалось, что один из детей любой бурятской семьи должен получить ламский сан. Согласно предсказанию ламы астролога, родители отдали сына в Цугольский дацан, куда он был принят хувараком (послушником) на обучение к учителю Нансо. У учителя он постигает Чжуд-ши – медицинский трактат, основы и тайны медицины, астрологии, ламрин лоджонг. За трудные годы монашеского обучения он, изучая буддийскую философию и участвуя в диспутах, постепенно поднимался по ступеням иерархии. После посвящения в сан ламы он был наречен тибетским именем Жанчиб Од, что в переводе означает — Луч Просветления.

В народе о нем говорили как о яркой, мощной, незаурядной личности. Из устных преданий дошли сведения, что он был человеком высокообразованным, с широкими интересами и эрудицией, знающим несколько языков. Говорят, что Намнанай лама отличался своенравием, подвижностью во всем и остроумием. Описывали его как человека высокого роста, плотного телосложения. Он не мог сидеть без дела ни минуты, был всегда в движении и постоянно занимал себя такими занятиями, как чтение сутр и медитация, что позволило ему стать величайшим практиком-тантристом, сильным йогином. [6,10] Он стал знатоком медицинских и астрологических трактатов, которые давали ему возможность оказывать медицинскую возможность в излечении различных недугов и болезней всем, кто обращался к нему с просьбой о помощи. Много и безвозмездно помогал бедным и неимущим. Получив степень гэбшэ-ламы, когда монахи сами становятся учителями и обучают несколько групп хувараков, он несколько лет вынашивает идею уйти в горы медитировать, где можно глубже постичь таинства буддийской религии. После обращения за советом к своему духовному наставнику, Жанчиб Од получает благословение и в возрасте 34 лет отправляется в путь на Алханай.

Намнанэ лама был необычайно скромным человеком и никогда не рассказывал о своих достижениях, о своих благих деяниях. Постоянно говорил о себе, что он мало знает. Совершая практику в местах своего рождения, он никак не мог прийти к его завершению. Учитель приходит к пониманию к предшествующих мудрецов и практиков, которые покинули свои родные места и, что необходимо практиковать не только в безлюдных местах, но и в особенных силой своей энергетики. Преподав учения своим последователям, он уходит в Алханай.

В 1860 году он решается на затворничество. Это был аскетический путь. Он роздал все свое монастырское имущество, дом, одежду общине и отправился на безлюдный склон горы Уронай. Построил жилище и в течение трех лет созерцает идаму Ямантаку.

Великое деяние Учителя – это превращение горного массива Алханая в священную обитель божественных существ. В Забайкалье, в междуречье рек Иля и Дульдурга находится уникальный горный массив – древний вулкан юрского периода. Высота ее вершины – 1664 метра над уровнем моря. Предания и легенды говорят о том, что великий покоритель мира Чингисхан не раз бывал на вершине Алханая и совершал жертвоприношения духам своих предков.

В те времена Алханай не был известен как священный объект поклонения и почитания. Это было место, где шаманы совершали подношения из плоти живых существ. Построив домик для затворничества перед Вратами Бардо, Намнанай багша медитирует на этапах пути и усердствует в йоге идамов. Постепенно шаманы и их последователи покинули Алханай. Позже многие высокие учителя признали Алханай как божественную обитель идама Чакрасамвары.

Тридцать лет своей религиозной деятельности Намнанэ лама посвятил освящению Алханая. Он совместно с бурятскими ламами установил Учение Будды на Алханае, покорил сабдааокв — хозяев местности и привел их к Дхарме, вынудил шаманов покинуть Алханай. В результате йогического затворничества Намнанэ багши, после бесед с божеством Димчик Жанчиб Од уговаривает того поселиться здесь и стать покровителем этих мест, Алханай стал природным буддийским культовым объектом. Своим последователям он дал наказ проводить молебны — хуралы главному божеству Алханая Шри Чакрасамваре. Было дано название Алханаю – Лхуншим Гара.

По его наставлению под Храмом Ворот в 1884 году был сооружен субурган. Строительство ступы курировал главный тайша онон-агинских бурят Тугулдур Тобоев. В 1881 году у подножия величественной горы была заложена каменная Бумба (сосуд, в котором хранятся семь буддийских драгоценностей — Б.Н.). При ее открытии Намнанай-лама наказал, чтобы в будущем здесь ежегодно проводили обряд почитания хозяев местности. Первые большие хуралы, посвященные божеству Димчик, он провел совместно с ламами Цугольского дацана. В годы советской власти эти молебны, как и все, что связано с религией, были под запретом. В 90-х годах ламы стали вновь проводить эти обряды ежегодно.

В практике буддистов-бурят существует наиболее доступный ритуал поклонения и почитания Алханая – большое и малое гороо. Традиция гороо по Алханаю была заложена Учителем Намнанэ. Малое гороо верующие его совершают в течение одного дня. Большое гороо – обход вокруг всего горного массива Алханая составляет 3-4 сутки. В культовый комплекс Алханая входит свыше 17 горных объектов. Каждый объект имеет свое название и считается дворцом – обителью божества. Поистине Алханай – священное место, благословенное великим бурятским йогином Намнанэ, и это благословление до сих пор присутствует

Позже он посетил Утайшань и вернулся на родину пешком без приключений. Во время его путешествия умерла мать и, ради её хорошего перерождения, он решил на Алханае совершить ритуалы мани 108 раз.

Жанчиб Од, Намнанай Шагдар-гэгэн, выдающийся гелонг-лама, которого официальный буддийский институт почитает как реинкарнацию великого йогина Марпы, был личностью, снискавшей широкое признание общественности.

. Намнанай-лама прожил до глубокой старости. Последние годы жизни он провел в Цугольском дацане в должности настоятеля этого монастыря. Считалось, что после себя Намнанай-багша не оставил фотографий. Заинтересованные феноменом, многие пытались его сфотографировать. Однажды, получив разрешение великого ламы, фотограф на самом современном по тому времени аппарате заснял его. Проявляя негатив, вместо изображения мастер увидел четко проступивший буддийский символический знак «Очир». После проведения второй попытки получилось то же самое.[7,25].

В память о нем на территории Цугольского дацан была установлена ступа, которую уничтожили в годы советской власти во время съемок советского фильма о монголах. Разрушенную ступу восстановили летом 2008 года. Ступа «Жанчиб Шодон», построена на территории Цугольского дацана на месте, где он завершил свою земную жизнь, и где его душа обрела покой.

В 2008 году в Агинском округе у озера Жараанай Нуур на месте, где родился Намнанай-багша, воздвигнут субурган. Идея строительства принадлежит Пандито Хамбо-ламе Буддийской традиционной Сангхи России Дамбе Аюшееву и Дид Хамбо-ламе Цырену Дондукбаеву. Они выразили мнение, что ступа станет «ключом» к Алханаю — священному месту, куда многие жители Забайкалья стекаются круглый год к радоновому источнику, который освятил великий лама. Освящение (рамнай) было проведено 27 августа 2007 года. Воздвижение ступы стало еще одним новым импульсом для духовных практик.

Члены инициативной группы, среди которых родственник Намнанай-багши Сухэбаторов Баир Ринчинович, говорят: «Никто не знал, каким был Намнанай, хотя за рубежом о нем знают и интересуются. Нужно было начинать работу по обнародованию имени великого ламы».